Письмо и меры
Письмо было разослано примерно за 1,5-2 часа до заявленного времени акции. В тексте письма неизвестные обещали устроить около входа на рынок небольшой митинг с требованием к администрации остановить миграцию бывших торговцев с Черкизовского рынка. «В случае если администрация рынка и Московской области не услышат призыв митингующих, они перекроют движение на Московской Кольцевой Автомобильной Дороге», – говорилось в письме.
Также в документе сообщалось, что акцию будут проводить работники рынка совместно с никому не известным общественным движением "Анти-Черкизон".
Письмо выглядело правдоподобно. В середине июля торговцы с «Садовода» уже протестовали против переезда торговцев с Черкизона на свой рынок и тогда заявляли, что готовы перекрыть МКАД. Перед началом акции стало известно, что столичные милиционеры не намерены допускать перекрытия трассы и стянули к рынку усиленные наряды – около 70 человек.
Конспирация
К назначенному времени у входа на рынок «Садовод» собрались около двух десятков журналистов, среди которых были корреспонденты и фотографы печатных изданий, представители городских и федеральных телеканалов. Телевизионщики даже пригнали на место специально оборудованные микроавтобусы с возможностью ведения прямых репортажей с места. Возможное перекрытие МКАДа обещало хорошую телекартинку.
Проведя в компании усиленных нарядов милиции примерно полчаса, журналисты заволновались и позвонили по номеру телефона, указанному в письме. Неизвестный абонент предлагал журналистам пройти в кафе «Садовод» на территории рынка и встретиться там. За журналистами последовали милиционеры и люди в штатском. В кафе к прессе подошел субтильный молодой человек, который, нервничая и все путая, шепотом стал объяснять, что из-за большого скопления милиции, акция состоится в другом месте, и нужно подождать еще час-полтора. Журналисты нервничали: вот-вот должны были начаться пяти- или шестичасовые выпуски новостей, а в прямых репортажах снимать было нечего.
К разговору присоединились арендаторы «Садовода», которые возглавляли инициативную группу, когда на рынке обострился конфликт из-за переехавших китайцев. Стало понятно, что нервного молодого человека они видят в первый раз, и об акции ничего не знают. Однако активисты пояснили, что рынок большой, и инициативных групп на нем может быть несколько.
Тем временем молодой человек проверил удостоверения журналистов и объяснил, что для прибытия на место акции, им нужно найти на стоянке рынка черный Subaru Forester и затем следовать за ним.
Игры в шпионов
Примерно через сорок минут нестройная автоколонна из нескольких легковых автомобилей и автобусов съемочных групп выдвинулась по внешней стороне МКАД в сторону Волгоградского проспекта. Через три-четыре километра машины остановились на обочине МКАД. Организаторы из Subaru объяснили, что это необходимая техническая остановка – дескать, в акции будут участвовать добровольцы, которые едут в каких-то автобусах и раньше них в условленном месте появиться нельзя.
Техническая остановка. Таких остановок за всю поездку было всего четыре. Организаторы объясняли, что на точке нельзя появиться раньше автобусов с участниками акции. Журналисты снимали друг друга и гадали, чем же закончится поездка.
Около 18.00 журналистов повезли в Люберцы. С момента заявленного времени начала акции прошло уже почти два часа. В Люберцах было еще несколько «технических остановок». У журналистов сдавали нервы. Создавалось впечатление, что это просто розыгрыш с «покатушками». Между тем, представители СМИ не забывали шутить, а некоторые рассказывали, что таких законспирированных поездок не помнят со времен освещения войны в Косово: там чтобы с кем-то встретиться, нужно было проехать несколько десятков километров, периодически меняя автомобили.
Судя по всему, почувствовав, что журналисты могут просто разъехаться по редакциям, организаторы пообещали, что все начнется в течение 15 минут, и повезли прессу к люберецкому киноцентру «Октябрь». Представителям СМИ, припарковавшим свои автомобили около кинотеатра организаторы сообщили: «Сейчас из этого перехода пойдут люди», указывая на подземный переход через Октябрьский проспект.
Акция
Через несколько секунд из перехода показались около 150-200 подростков. На вид всем лет 16-20. Большинство из них были в медицинских повязках на лицах, некоторые держали в руках плакаты, куртки и ботинки. Однако, вопреки ожиданиям, они свернули не на дорогу, а на небольшую Звуковую улицу.
Флешмоб. Та самая акция ради которой журналистов заманили на "Садовод", а потом еще два часа катали на машинах.