В нашем поселке вопрос о дружбе между людьми разных национальностей решен давно и однозначно положительно. Тем не менее, мы знаем, что достаточно одного провокационного заявления или действия, чтобы разгорелся конфликт или, не дай Бог, начались экстремистские действия. Руководители 22-х общественных объединений Малаховки ведут постоянную работу по укреплению дружеских связей между представителями различных общин. Руководство поселка, Совет депутатов задают тон и всячески поддерживают стремление малаховцев разных национальностей жить в мире и дружбе. Недавно опубликованная в «Люберецкой панораме» статья Фаиля Мужиповича Ибятова, зам. директора Центра исследований Кавказа и Востока РГТЭУ, кандидата исторических наук, депутата Совета депутатов г.п. Малаховка, на наш взгляд, представляет большой интерес и выражает мнение большинства проживающих в нашем поселке. Поэтому мы решили опубликовать статью (с некоторыми сокращениями) в нашей газете. Было бы интересно узнать и ваше мнение, уважаемые читатели, о национальном вопросе в многонациональной России и в нашем поселке. Ждем откликов!
Редакция газеты «Малаховский вестник»
Статья В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» уже в момент своего появления в открытой печати стала подлинно историческим событием для нашей страны. Актуальность открытого диалога власти с политическим сообществом страны, составленным из представителей более чем сотни разных народов, как говорится, не нуждается в специальном обосновании.
Действительно, политическая реальность, обозначающая себя повсюду в мире такова, что ни сливаться, говоря словами Владимира Маяковского, – «в одном социальном общежитии», ни «мультикультуризовываться» современные народы категорически не желают.
Люди хотят вечных, по-человечески базовых ценностей: хотят свободы – при сохранении государственного порядка; хотят неукоснительного верховенства законов – при сохранении демократии; хотят всемерного развития собственных национальных культур – при сохранении возможностей для межнационального диалога и экономического сотрудничества разных наций.
Наконец-то прямо и честно, без жеманных экивоков и «политкорректных» двусмысленностей самым политически авторитетным человеком страны было заявлено, что, цитирую В.В. Путина, – «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной [т.е. российской. – Ф.И.] цивилизации – русский народ, русская культура».
Прямо скажу, – со времени крушения в 1991 году «великих штатов» СССР – я ждал, искренне надеялся прочитать в официальной прессе или услышать от руководителей страны эту фразу. Действительно, в стране, где абсолютное большинство населения (около 80%) составляют русские, подчас было неловко и даже стыдно читать правительственную прессу, в которой очевидная уникальная государствообразующая роль русского народа либо попросту замалчивалась, либо тщательно – до полного исчезновения – ретушировалась. Если мне – этническому татарину – было неприятно и стыдно за столь извращенную «политкорректность» Ельцина и его камарильи, то что же чувствовали, слыша или читая этот официальный «общечеловеческий» бред, национально мыслящие русские люди?
Неужели же кому-то еще непонятно, что страна, населенная более чем сотней народов (которые в своей абсолютной массе говорят между собой только по-русски), страна с 80% этнически русским населением попросту не может существовать, не подчеркивая, не укрепляя и не развивая в себе искони русские идеологические начала? Без русского характера Россия попросту не сможет быть Россией как таковой, а значит, исчезнет общая для всех нас и любимая нами Родина.
Да, существует разница между татарским, удмуртским, ногайским, чеченским и еще с несколькими десятками других мироощущений и русским мироощущением. Но что произойдет с нашим государством, если нерусские народы будут безоглядно пытаться вынести свои частные мироощущения за двери собственных национальных квартир? Мне кажется гораздо более перспективным другой путь: реализовывать свою национальную самость, всемерно развивать свое национальное мироощущение внутри собственной национальной общины, а если воспользоваться более широкой категорией – внутри собственного народа. Не нужно придавать своим узконациональным, хотя порой – действительно очень важным, проблемам поистине вселенский масштаб. Татары, удмурты, ногайцы, калмыки и так далее – все мы именуемся своими национальными именами только внутри России, а за границами нашей страны все мы (воспринимаемся, да и ощущаем себя!) – как русские… Об этом, как мне кажется, никогда не нужно забывать.
На мой взгляд, столь же важный аспект межнациональной политики в стране, четко артикулированный В.В. Путиным, касается свободы национального развития российских народов. Действительно невозможно не согласиться с премьером в его утверждении, что «…Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».
Чтобы наша Россия выстояла в крепчающем мировом шторме, мы все – все народы России – должны раз и навсегда поменять свой политический словарь, а вместе с ним и стиль внутриполитических взаимоотношений в межнациональной сфере. Вместо вектора мертвящего интернационализма нам следует избрать вектор национального развития. Вместо пустопорожнего жупела о якобы существующих мифических россиянах (бездарный аналог понятия «советский народ») – нам следует утверждать и укреплять общность целей, исторических задач и экономических интересов народов России. Да, все мы – подлинные патриоты и граждане Российской Федерации, но мы – не «россияне», мы – татары, русские, якуты, чеченцы, эвенки, вообще – за сотню с лишком этнических самоцветов в национальной короне Государства Российского.
|