ОТЧЕТ
о результатах работы Администрации городского поселения Малаховка
по выявлению причин ухудшения финансового положения
МУП ЖКХ ГП Малаховка до состояния,
потребовавшего принятия в 2014 году мер по санации предприятия.
В период с 09.03.2014 по 13.10.2014 Администрацией городского поселения Малаховка по поручению Главы городского поселения Малаховка проводилась работа по выявлению причин ухудшения финансового положения МУП ЖКХ ГП Малаховка до состояния, потребовавшего принятия в 2014 году мер по санации предприятия за счет средств бюджета городского поселения Малаховка.
В качестве периода для анализа, исходя из существенности ухудшения финансового положения МУП ЖКХ ГП Малаховка после 01.08.2014, был взят период с 01.08.2013 по 01.08.2014.
В результате проведенной работы выявлено следующее.
1. Летом 2013 года Администрации г.п.Малаховка от ОАО «Люберецкая Теплосеть» в муниципальную собственность г.п.Малаховка были переданы объекты теплоэнергетики: газовые котельные, теплотрассы, иное имущество, необходимое для эксплуатации котельных и обеспечения теплоснабжением населения г.п.Малаховка и организаций, расположенных на территории г.п.Малаховка. Принятые в муниципальную собственность объекты были закреплены Администрацией г.п.Малаховка на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ ГП Малаховка, которое приобрело статус теплоснабжающей организации на территории г.п.Малаховка.
В связи с указанным МУП ЖКХ ГП Малаховка приступило к оплате в пользу:
1) ОАО «Люберецкий Водоканал» - воды (в качестве теплоносителя)
2) ООО «Газпром межрегионгаз Москва» - газа в качестве топлива для подогрева воды.
Однако, как установлено к настоящему времени, переданные газовые котельные не были оснащены приборами учета газа, прошедшими поверку в установленном порядке и сроки (приборов учета либо не имелось, либо был превышен межповерочный интервал).
В результате счета на оплату газа, потребляемого при выработке тепловой энергии, выставлялись контрагентом МУП ЖКХ ГП Малаховка с повышающим коэффициентом (от 1,3 до 1,8). Это повлекло за собой увеличение расходов на оплату газа более чем на 14,4 млн. рублей: несмотря на то, что по причине «теплой» зимы 2013-2014 потребление газа в куб.метрах должно было быть меньше запланированного: вместо расчетного показателя 92177,1 Гкал потребителям было отпущено 66214,00 Гкал, что предполагает уменьшение расходов на оплату потребляемого газа с расчетных 73585,3 млн. рублей до 52858,9 млн.рублей. Фактически же расходы на оплату газа составили 67299,40 млн.рублей.
При анализе передаточных документов на объекты теплоэнергетики установлено, что комиссия по приему-передаче в муниципальную собственность городского поселения Малаховка объектов коммунально-бытового назначения, объектов инженерной инфраструктуры от ОАО «Люберецкая теплосеть» и ОАО «Люберецкий водоканал», сформированная распоряжением Администрации городского поселения Малаховка от 22.05.2013 №1-4/09р, замечаний относительно состояния поверки приборов учета газа в адрес ОАО «Люберецкая теплосеть» не высказала (соответствующие записи в передаточных документах отсутствуют). В состав комиссии входили:
Председатель комиссии – Коробкин В.И., первый заместитель главы Администрации;
Члены комиссии:
Савицкая Л.Н. – заместитель главы Администрации;
Северина Е.М. – заместитель главы Администрации;
Мельников С.А. – начальник отдела ЖКХ Администрации;
Виноградова И.Ц. – начальник отдела муниципального имущества Администрации;
Лобанова Т.В. – начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Администрации;
Солодский А.И. – генеральный директор МУЖЭП поселка Малаховка;
Иванов А.А. – главный инженер МУЖЭП поселка Малаховка.
Согласно п.3 Распоряжения комиссия, в том числе, определяет перечень передаваемых объектов, фиксируя в актах приема-передачи их техническое состояние, наличие и качество технической и исполнительной документации. Контроль за исполнением распоряжения был возложен на первого заместителя главы Администрации Коробкина В.И. (п.5 Распоряжения).
Подготовительная работа по передаче объектов теплоэнергетики в муниципальную собственность г.п.Малаховка проводилась рабочей группой, созданной распоряжением Администрации г.п.Малаховка от 19.04.2013 №1-4/06р. В ходе рассмотрения вопросов о принятии в муниципальную собственность объектов вопрос о состоянии приборов учета газа в котельных также не поднимался. В состав рабочей группы были включены:
Председатель рабочей группы:
Автаев А.Н. – Глава городского поселения Малаховка;
Заместитель председателя рабочей группы:
Коробкин В.И. – первый заместитель главы Администрации;
Члены рабочей группы:
Савицкая Л.Н. – заместитель главы Администрации;
Северина Е.М. – заместитель главы Администрации;
Строителева С.Ю. – начальник юридического отдела Администрации;
Виноградова И.Ц. – начальник отдела муниципального имущества Администрации;
Мельников С.А. – начальник отдела ЖКХ Администрации;
Кириллов В.Д. – главный специалист отдела ЖКХ Администрации;
Солодский А.И. – генеральный директор МУЖЭП поселка Малаховка;
Рындин А.К. – Председатель Совета депутатов городского поселения Малаховка (по согласованию);
Стрекалов А.Б. – заместитель Председателя Совета депутатов городского поселения Малаховка (по согласованию);
Суворов А.В. – депутат Совета депутатов городского поселения Малаховка (по согласованию).
Согласно п.3 Распоряжения председатель рабочей группы, а в его отсутствие заместитель председателя:
- руководит деятельностью группы, организует ее работу по реализации задач, поставленных перед рабочей группой;
- проводит заседания рабочей группы по мере необходимости;
- определяет основные направления деятельности рабочей группы;
- дает поручения членам рабочей группы по вопросам, связанным с решением возложенных на рабочую группу задач.
Контроль за выполнением Распоряжения был оставлен за Главой городского поселения Малаховка.
В дальнейшем должностные лица МУП ЖКХ ГП Малаховка, в хозяйственное ведение которого были переданы котельные, также не приняли своевременных мер по обеспечению поверки приборов учета газа.
Что касается финансовых взаимоотношений с ОАО «Люберецкий водоканал» на направлении теплоснабжения, то за период эксплуатации котельных МУП ЖКХ ГП Малаховка (01.08.2013 года по 01.08.2014 года) в плановых показателях по статьям произошли отклонения:
1) вода на наполнение системы и подпитку - по плану 2,0037 млн.рублей, фактически счетов на оплату выставлено со стороны ОАО «Люберецкий водоканал» на сумму 5,8587 млн.рублей;
2) отвод сточных вод – по плану 1,34 млн. рублей; ОАО «Люберецкий водоканал» предъявил счетов за отвод сточных вод 2,8185 млн.рублей.
Т.е. всего увеличение оплаты в пользу ОАО «Люберецкий водоканал» составило 5,3335 млн. рублей. Причина - не поверенные приборы учета воды и утечка воды в теплотрассах, передававшихся в состоянии существенного износа.
Также на направлении теплоснабжения выявлено превышение расчетного фонда заработной платы, учтенного в тарифе. При расчетном фонде в 30,4807 млн.руб. и расчетных начислениях на ФОТ в 9,1442 млн.руб. фактические затраты составили соответственно 36,3416 млн.руб. и 11,0042 млн.руб. Т.е. затраты по оплате труда на данном направлении (с учетом начислений на ФОТ) были превышены более чем на 7,7 млн.руб.
При этом иные направления фактических затрат при оказании услуг по теплоснабжению остались в пределах, близких к учтенным тарифе (с незначительными отклонениями в большую или меньшую сторону), т.е. не были существенно уменьшены с учетом фактического уменьшения объема выработки тепловой энергии и выручки от ее поставки. К неучтенным в составе тарифа затратам относятся расходы предприятия в размере около 1 млн.руб. на постановку на кадастровый учет зданий (помещений) котельных и земельных участков под ними, государственную регистрации права хозяйственного ведения на здания (помещения) котельных.
В результате суммарно с учетом того, что фактически от поставки тепловой энергии было получено 106,4329 млн.руб. (при расчетной валовой выручке от деятельности по теплоснабжению, запланированной с учетом установленного тарифа и планируемого объема поставки тепловой энергии, в размере 148,1654 млн.руб), фактические затраты по оказанию услуг по теплоснабжению составили 152,8835 млн.руб, т.е. на направлении теплоснабжения был получен убыток в размере 46,4507 млн.руб.
2. Объем затрат МУП ЖКХ ГП Малаховка на направлении деятельности «содержание и текущий ремонт» общего имущества многоквартирных домов значительно превысил не только фактически полученных доход, но и плановый размер дохода, рассчитанный исходя из применяемых тарифов.
По сути, применяемый тариф по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов учитывает в себе расходы на оплату труда АУП и рабочих (включая начисления на фонд оплаты труда), расходы на материалы, расходы на услуги сторонних организаций (в частности, подрядных) и планируемую прибыль предприятия от оказания населению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, недопустимой с точки зрения экономического обоснования является ситуация расходования (или принятия обязательств расходования) средств предприятия на оплату труда, оплату работ (услуг) сторонних подрядных организаций, оплату материалов в объеме большем, нежели запланированный исходя из тарифа по содержанию и текущему ремонту доход предприятия.
В то же время:
1) затраты на оплату труда составили 36,5848 млн.руб (при возможных с учетом тарифа 33,0339 млн.руб);
2) затраты на работы (услуги) сторонних организаций по содержанию и текущему ремонту составили 31,9118 млн.рублей (при возможных с учетом тарифа 2,6 млн.руб., т.е. превышение на 29,3118 млн.руб.); в частности, договоров, предусматривающих выполнение работ сторонним подрядчиком, было заключено на 21,7599 руб. (основные подрядчики – ООО «Строймонтаж», ООО «Перспектива», ИП «Бондарев»; несмотря на то, что сделки (договоры подряда) для МУП ЖКХ ГП Малаховка являлись крупными, за согласием Администрации г.п.Малаховка на заключение договоров МУП ЖКХ ГП Малаховка не обращалось вопреки требованиям п.3 ст.23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
3) на содержание управляющей компании было направлено на 3,3826 млн.рублей больше, чем было возможно с учетом применяемого тарифа (21,8736 млн. руб. вместо 18,491 млн.руб.)
В целом при запланированных в 2013 году исходя из тарифа (с учетом платы за услуги по вывозу ТБО) расходах предприятия в размере 89,7635 млн.руб. и запланированных доходах в размере 91,70291 млн.руб. фактические затраты (принятые обязательства предприятия) составили 125,4322 млн.руб. при фактически полученном доходе от содержания и текущего ремонта в размере 91,1831 млн.руб, т.е. фактический убыток при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту составил 34,2491 млн.руб. Данный убыток не мог быть полностью компенсирован дополнительными доходами предприятия в размере 17,8154 млн.руб.: с учетом дополнительных доходов убыток составляет 16,4337 млн.руб.
Суммарный фактический убыток предприятия на направлениях «теплоснабжение» и «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов» таким образом составил в анализируемый период 62,8844 млн.руб.
3. Накопленная к 01.08.2014 дебиторская задолженность предприятия составляет свыше 40 млн. рублей. Это свидетельствует о крайне неэффективной работе МУП ЖКХ ГП Малаховка по взысканию долгов с контрагентов, в том числе с населения.
Кроме того, выявлено, что предприятием крайне неэффективно велась работа с организациями-собственниками помещений в многоквартирных домах по заключению и сбору платежей по договорам на техническое обслуживание. В ряде случаев организации-собственники осуществляли предпринимательскую деятельность в помещениях вообще без заключения договора с МУП ЖКХ ГП Малаховка и не несли никаких расходов по оплате услуг эксплуатирующей организации (ООО «Юридическая фирма «Присяжный поверенный», Быковское шоссе, д.37 – собственник с 11.2011; ООО «Идеал», Красная Змеевка, д.12А – собственник с 03.2012; ООО «СканТранзит», Быковское шоссе, д.33 – собственник с 04.2012; ЗАО «ИКС 5 Недвижимость», Быковское шоссе, д.53 – собственник с 08.2008).
В связи с неоднократными упоминаниями выше о значительном превышении на предприятии допустимого (исходя из заложенных в тариф затрат) фонда оплаты труда важно также отметить следующее.
По существу, руководство МУП ЖКХ ГП Малаховка в решении вопросов расходования средств на оплату труда было связано лишь показателями плановых доходов, заложенными в тарифах.
При проведении Администрацией г.п. Малаховка анализа обоснованности расходов по оплате труда со стороны предприятия в Администрацию в качестве обосновывающего документа был представлен Коллективный договор от 27.01.2010, заключенный между администрацией МУП ЖКХ ГП Малаховка (МУЖЭП) и трудовым коллективом на период 2010-2012 г. В тексте документа не оговорено, что срок его действия будет продлен, другие документы о его продлении в установленном порядке также отсутствуют. В соответствии со статьей 43 Трудового кодекса РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Т.е. коллективный договор от 27.01.2010 фактически не действует.
Новый коллективный договор, который бы соответствовал введенному в действие с 01.01.2014 года Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014 – 2016 годы, на предприятии не заключался.
В указанных правовых реалиях решения руководства МУП ЖКХ ГП Малаховка об установлении работникам должностных окладов, надбавок, премий и т.п., во всяком случае приводящие к перерасходу средств на оплату труда (включая начисления на ФОТ) по сравнению с заложенными в тариф размерами, не имеют нормативного обоснования.
Описанные выше обстоятельства свидетельствуют:
1) об отсутствии в МУП ЖКХ ГП Малаховка работоспособной системы внутреннего финансового и правового контроля (аудита), которая бы позволяла предотвратить принятие и реализацию (совершение и исполнение) незаконных и/или экономически необоснованных решений (сделок), влекущих наступление для предприятия неблагоприятных имущественных последствий;
2) об отсутствии должной работы руководства МУП ЖКХ ГП Малаховка по обеспечению соответствия расходов предприятия его доходам, получаемым от оказания услуг по регулируемым государством тарифам, а также по ценам (тарифам), устанавливаемым органами местного самоуправления городского поселения Малаховка;
3) о недостаточном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью МУП ЖКХ ГП Малаховка со стороны Администрации городского поселения Малаховка, выполняющей функции учредителя (собственника имущества) предприятия от имени городского поселения Малаховка;
4) о проблемах в подборе и расстановке кадров МУП ЖКХ ГП Малаховка, в том числе руководящих, как у Администрации г.п.Малаховка, так и у руководства МУП ЖКХ ГП Малаховка.
За период с марта 2014 г. по сентябрь 2014 г. Администрацией г.п.Малаховка в связи с выявлением упущений в деятельности МУП ЖКХ ГП Малаховка были проведены значительные по объему мероприятия, направленные на устранение силами Администрации последствий недоработок и упущений в деятельности МУП ЖКХ ГП Малаховка:
1) финансовым отделом проведен полный анализ правильности начисления платы населению за отопление по всему жилищному фонду, отапливаемому от котельных МУП ЖКХ ГП Малаховка; по результатам анализа произведен перерасчет платы за отопление;
2) юридический отдел Администрации г.п.Малаховка с июля-августа 2014 года принял на себя основной объем работы, направленной на погашение должниками МУП ЖКХ ГП Малаховка (организациями и гражданами) задолженности перед МУП ЖКХ ГП Малаховка;
3) Администрация и лично Глава городского поселения Малаховка приняли на себя работу по ведению переговоров и урегулированию вопросов реструктуризации кредиторской задолженности МУП ЖКХ ГП Малаховка; благодаря этому к настоящему моменту удалось достичь соглашений об отсрочке (рассрочке) по погашению долга с ОАО «Люберецкий водоканал», ООО «Газпром межрегионгаз Москва», в стадии подписания находятся соглашения об отсрочке (рассрочке) по погашению долгов с ОАО «МЭЗ», ООО «ЭнергоСервисная Компания» (бывший объект ООО «БОРНЕО»);
4) устранены нарушения, связанные с невзиманием МУП ЖКХ ГП Малаховка платы за капитальный ремонт с собственников помещений дома по адресу: Быковское ш., д.31, корп.2.
Глава городского поселения Малаховка А.Н.Автаев
14.10.2014
|